+7 (372) 977-78-53
Мурманская область, Островной, Карьерная улица, дом 93

Судостроительные предприятия имеют одно или несколько построечных мест, на которых строятся суда. Для постройки и спуска крупнотоннажных судов используются наклонные продольные стапели, сухие строительные и наливные строительные доки, для Конструкции лесов весьма разнообразны.

строительные леса на стапельном месте в судостроительстве

Это уже третий корабль в серии корветов, строящихся на Амурском судостроительном заводе. Торжественное мероприятие состоялось в одном из строительных доков стапельного цеха. В митинге, состоявшемся прямо у строительных лесов, участвовали губернатор Хабаровского края 

Поделиться Поделиться остроечно-спусковые сооружения судостроительных предприятий
Судостроительные предприятия имеют одно или несколько построечных мест, на которых стро­ятся суда. Построечные места разделяются на наклонные и горизонтальные. К наклонным от­носятся продольные и поперечные стапели, к горизонтальным — сухой строительный и налив­ной строительный доки. Они представляют собой одно сооружение для постройки и спуска судов. Многие предприятия имеют горизонталь­ные построечные места, расположенные на уровне территории предприятия и отдельные сооруже­ния для спуска судов.
К этим сооружениям относятся наливная док-камера, передаточный плавучий док, попереч­ный или продольный слип, вертикальные судо­подъёмник и плавучий или береговой кран. По­строечное место с накрывающим его зданием называется эллингом.
По тоннажу расчётного судна сухие строитель­ные доки подразделяются на доки для постройки судов дедвейтом до 100 тыс. т, 100-300 тыс. т и 300 тыс.-1 млн т (супердоки). Длина доков — 300-1000 м, ширина — от 60-100 м, глуби­на — 6,0-17 м. Современные сухие доки имеют внутридоковые затворы, которые могут быть ус­тановлены кранами дока в одном или несколь­ких положениях по длине дока, образуя две или три камеры. Доки бывают с одно- или двухсто­ронним входом, которые закрываются батопор­том (плавающим затвором) или откидным, по­ворачивающимся вокруг нижней горизонтальной оси, затвором или откатным затвором.
Основной эксплуатационной характеристикой построечных мест является максимально допус­тимая погонная нагрузка, которая в зависимос­ти от опорной длины судна определяет его пре­дельный спусковой вес. Эта нагрузка в зависи­мости от прочности построечных мест колеблет­ся от 50 т/п. м до 400 т/п. м.
Основным крановым оборудованием постро­ечных мест являются козловые и портальные кра­ны. Грузоподъёмность козловых кранов состав­ляет 250-1500 т, по 1-3 крана на построечном месте; грузоподъёмность портальных кранов — 30-200 т, их количество — один-четыре. Эллинги оборудованы мостовыми кранами, их грузоподъ­ёмность 30-200 т, по 2-3 крана в каждом ста­пельном пролёте. Построечные места наливного строительного дока находятся на боковых ступе­нях или примыкающих к глубоководному бассейну доковых камерах, днища которых располагаются на уровне территории предприятия или несколь­ко ниже её.
Наливные док-камеры могут быть одно-, двух- и многоместные, передаточные плавучие доки — одно-, двух- и трёхопорные, попереч­ные слипы — одноярусные с многокатковыми те­лежками, гребенчатые с косяковыми тележками и двухярусные с трансбордером, вертикальные судоподъёмники — балочные и платформенные, тросовопонтонные и доковые. Для постройки и спуска крупнотоннажных судов используются на­клонные продольные стапели, сухие строитель­ные и наливные строительные доки, для пост­ройки среднетоннажных и малотоннажных су­дов — горизонтальные построечные места, а для спуска таких судов чаще всего на современных предприятиях используются передаточные плаву­чие доки. На предприятиях речного судострое­ния для спуска судов часто используются попе­речные слипы. Вертикальные судоподъёмники применяют на судоремонтных заводах и весьма редко для спуска судов на судостроительных пред­приятиях.

Судостроительные верфи — предприятия, полностью изготовляющие все корпусные элементы, строящие суда на стапельном месте и производящие монтаж В состав деревообделочных цехов входят: лесопилки, склады хранения круглого леса и пиломатериалов, сушилы, плотницкий цех, выполняющий 

Построечные места оборудуются лесами для производства работ на высоте и опорными или опорно-транспортными устройствами для опирания и перемещения судов в процессе их пост­ройки, а также системами энергоснабжения для подачи на строящиеся суда электроэнергии, сжа­того воздуха, кислорода и ацетилена для газоре­зательных работ, углекислого газа для сварочных работ, воды и пара.
Опорные устройства построечных мест, ког­да судно строится на одной позиции без переме­щения, состоят из кильблоков, подстав, кле­ток, упоров и строительных стрел, препятству­ющих смещению судна в процессе его построй­ки. Количество элементов опорного устройства традиционно рассчитывают приближённо на на­грузку судна порожнём или на спусковую нагруз­ку. Расчётную нагрузку на быстроразборный киль­блок принимают равной 700 кН, а на гидравли­ческий кильблок — 800 кН. Количество подстав принимают равным 40 % от количества киль­блоков, а количество клеток, в зависимости от спускового веса судна, принимается равным не менее трём—шести парам. Основной недостаток такого подхода к определению количества опор­ных элементов заключается в отсутствии связи между выбором количества и расположения этих элементов под корпусом судна и напряжённо-деформированным состоянием корпуса судна, конструкций построечного места и реальными нагрузками на опорные элементы. В 1990-е годы создан метод, учитывающий эту связь и позво­ляющий оптимизировать количество и располо­жение опорных элементов. При положении суд­на на построечных опорах их нагрузки статически неопределимы. Для их расчёта в этом случае ис­пользуются уравнения пяти моментов с учётом коэффициентов податливости днищевых перекры­тий корпуса судна, опор и конструкций постро­ечного места.
Опорно-транспортные устройства используют при поточно-позиционной постройке судов на горизонтальных построечных местах. Эти устрой­ства состоят из построечных и транспортных опор. В состав построечных опор входят попе­речная балка, опирающаяся на килевой и боко­вые стулья, металлические клинья между стулья­ми и балкой и деревянная подушка между бал­кой и корпусом судна. В состав транспортных опор входят указанная балка, опирающаяся на две судовозные тележки, со встроенными в их корпуса гидравлическими домкратами и центри­рующие опоры между балкой и домкратами. Пе­ред передвижкой судна тележки соединяются межтележными тягами в судовозный поезд, который для перемещения судна с позиции на по­зицию тянут лебёдкой или несколькими само­ходными тележками, входящими в состав поез­да. Максимально допустимая нагрузка на тележ­ки в зависимости от их прочности колеблется на отечественных предприятиях от 60 до 320 т. Гидродомкраты тележек снабжены автономной системой питания маслом, осуществляемого вруч­ную масляными насосами, навешенными на кор­пуса тележек. Для предотвращения перегрузок тележек, поломки рельс и вмятин в корпусе суд­на из-за неровностей рельсовых путей и их разноподатливости по длине построечного места в процессе перемещения судна гидродомкраты обо­рудуют групповой системой питания маслом, осуществляемого насосной станцией. Тележки разделяют на три группы: одну носовую и две кормовые (левого и правого бортов). Каждую группу цилиндров гидродомкратов соединяют общим маслопроводом, образуя сообщающиеся сосуды. Такая система питания обеспечивает по­стоянство давления в каждой группе в процессе перемещения судна независимо от неровностей и разноподатливостй рельсовых путей. При та­ком группировании гидродомкратов нагрузки на тележки статически определимы и рассчитыва­ются с помощью двух уравнений статики.

Строительные леса — временное вспомогательное сооружение для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных, монтажных и других работ. Применяются как снаружи, так и внутри здания. Чаще всего строительные леса собираются из унифицированных металлических и 

Если перемещение судна осуществляют толь­ко при работе автономной системы питания гид­родомкратов, то количество тележек nj прини­мают равным
где D С — спусковая масса судна, т;
Q Т— макси­мально допустимая нагрузка на тележку, т;
К Н= 1,5 — коэффициент неравномерности нагружения тележек.
Если перемещение судна осуществляют при действии групповой системы питания гидродом­кратов, то коэффициент неравномерности нагружения тележек принимается равным 1,25.
На построечных местах применяют наружные, а в отсеках судна — внутренние леса. Конструк­ции лесов весьма разнообразны. В состав на­ружных сплошных лесов входят металлические стойки, щитовые деревянные настилы, леера, переносные башни с трапами и поярусными пло­щадками и переходные мостики между ними.
ормирование корпуса судна
Формирование корпуса судна — процесс сборки и сварки корпуса на построечном месте из блоков, секций, узлов и деталей.
Формирование корпуса из блоков характерно для блочного метода постройки судна. При секционном методе корпус судна может формироваться пирамидальным, отсечным, островным и раздельным способами.
При пирамидальном способе корпус формируют по длине последовательно с отдельными частями (рис. 11.3). Эти части, куда входят все основные конструкции — днище, борта, переборки, палубы, по форме напоминают пирамиду с уступами, образованными отдельными секциями. Сборку корпуса на построечном месте начинают с установки первой (закладной) днищевой секции первой пирамиды. Положение закладной секции по длине корпуса выбирают с учётом максимального сокращения продолжительности постройки судна и обеспечения принятой организации производства. Часто закладная секция находится в районе расположения машинного отделения. Затем устанавливают, собирают и сваривают последующие секции по длине и высоте, одновременно в нос и в корму. После окончания сборочно-сварочных работ по первой пирамиде приступают к формированию корпуса в пределах второй пирамиды и т. д. В рассматриваемом случае достаточно быстро формируется поперечное сечение корпуса по всей высоте при несколько замедленном его формировании по длине. Это позволяет, с одной стороны, быстро завершить работы по формированию соответствующих отсеков и помещений и раньше начать в них монтажные и другие работы. С другой стороны, такой способ способствует уменьшению общего продольного изгиба корпуса при сварке в связи с большой жёсткостью поперечного сечения корпуса. Ещё меньшее влияние сварочныхдеформаций на общий изгиб корпуса имеет место при отсечном способе его формирования.
Рис. 11.3. Пирамидальный способ формирования корпуса судна
Отсечный способ отличается от пирамидального тем, что длина каждой формируемой части ограничивается длиной одного отсека — участка корпуса между двумя монтажными стыками. Сначала собирают первый отсек по верхнюю палубу, затем в нос и в корму от него смежные отсеки; одновременно ведут сварку внутри каждого отсека. После формирования двух смежных отсеков сваривают монтажный стык между ними. Наращивание корпуса продолжают в том же порядке в нос и в корму.
При островном способе корпус судна разделяют по длине на несколько самостоятельных районов («островов») и формируют их пирамидальным способом. Количество «островов» определяют, исходя из конк

30.11.1 Корабли военныеУслуги по предоставлению во временное пользование за плату аренду судостроительных лесов внутренних и наружных для обеспечения достройки корабля на стапельном месте.


а в 1947 г. переведен в Министерство судостроительной промышленности СССР на должность  мы строительных работ, необходимые для определения мощности и проектирования вспомогательных  номической целесообразности осуществлять строительство в предлагаемых месте и объеме.





































НАВЕРХ